CNews // 26 октября 2021

Как вывести сложный продукт на перенасыщенный рынок: опыт ТУРБО ERP

Павел Горянский, генеральный директор «Консист Бизнес Групп» (ГК ЛАНИТ)
Турбулентность в экономике и смена технологического уклада меняют потребности, возможности и ожидания корпоративного бизнеса в части ИТ-инфраструктуры, в том числе корпоративных систем управления. В традиционной цепочке «вендор — партнер-интегратор — заказчик» меняются роли и обязанности, появляются новые провайдеры и новые продукты. О том, что происходит в этом сегменте, как классический системный интегратор переложил экспертизу в продукт и запустил собственный вендорский бизнес под брендом ТУРБО, мы поговорили с Павлом Горянским, генеральным директором «Консист Бизнес Групп» (ГК ЛАНИТ).

CNews, 26 октября 2021
Павел Горянский
О создании собственного ПО для бизнеса мы задумались задолго до 2017 года
Некоторое время назад «Консист» создал направление разработки корпоративных бизнес-систем под брендом ТУРБО. Как интегратор стал вендором?

В 2017 году параллельно классическому консалтингу мы взялись за очень сложную задачу — отважились на проект создания тиражной ERP-системы. Как мы к этому пришли? Исторически «Консист», основанный на консалтинговых практиках «ЛАНИТ Консалтинг», TOPS Consulting и Sciener, занимался внедрением ведущих управленческих систем. О создании собственного программного обеспечения для бизнеса мы задумались задолго до 2017 года.

Примерно в начале 2010-х мы начали пробовать создавать свои продукты — отраслевые решения для специфичных задач, например, управления наличностью в банкоматах, пищевым производством, нормативно-справочной информацией. Мы создали целый набор таких решений, довольно успешных, некоторые из которых продолжаем внедрять и поддерживать до сих пор.

Уже к середине 2010-x рынок управленческих систем начал серьезно меняться. Все наши партнеры — глобальные вендоры — резко сместили фокус на облачные бизнес-решения. Мы понимали, что это очень скоро сузит пространство для нашего бизнеса — облака перераспределят услуги в пользу собственных сервисных структур вендоров. Мы же всегда стремились добавлять больше ценности, предоставлять заказчикам качественные решения для развертывания как на их собственной инфраструктуре, так и в публичных облаках, причем в первую очередь суверенных, а не трансграничных.

В традиционном ИТ-консалтинге начались фундаментальные изменения, мы это понимали и должны были меняться с этим трендом. Мы должны были иметь в своем портфеле продукты собственной разработки — чтобы предоставлять заказчикам больше возможностей, больше выбора снижения эксплуатационных расходов без потери качества управления.

Но, наверное, еще более важно то, что в это же время для многих ведущих российских экономических субъектов выросла значимость импортозамещения. Мы видели, как отменялись запланированные проекты, как снимались с промышленной эксплуатации глобальные бизнес-системы, как вендоры сокращали свое присутствие в России. Это стало серьезно ограничивать бизнес по внедрению систем от глобальных производителей, ограничивать наш бизнес.

Консист Бизнес Групп решает разные задачи для разных предприятий, структур и отраслей
Почему именно ERP? Почему не продолжили с отраслевыми решениями?

Всегда есть несколько факторов, влияющих на результат. Чтобы принять верное решение, нужно проанализировать свои сильные стороны и понять, где мы можем максимально использовать наш интеллектуальный багаж. Нужно было удостовериться, что выбранный путь и продукт — это действительно то, что приведет нас к успеху.

Мы всегда занимались задачами внедрения и поддержки именно управленческих систем. Мы накопили колоссальную экспертизу: к 2017 году опыт нашей команды по автоматизации управленческих и производственных процессов предприятий насчитывал уже почти 20 лет. Кроме того, мы реализовали сотни проектов (сейчас более тысячи) и осознали, что работаем во всех отраслях российской экономики.

Мы решали разные задачи для разных предприятий, структур и отраслей. Работали и с государством, и с частным бизнесом, и с производственными предприятиями, и с финансовым сектором. Выбрать только одно направление означало бы ограничить себя в возможностях и стать узкоспециализированным нишевым игроком.

Наконец, мы проанализировали нашу клиентскую базу и поняли, что все наши клиенты, будучи абсолютно разными, могли бы стать потенциальными заказчиками нового продукта. Коллектив, клиентская база, опыт — эти факторы и привели нас к тому, какую систему нужно делать. Эта система должна охватить все управленческие процессы предприятий — финансы, логистику, товародвижение, производство, персонал. И это система категории ERP.

Почему вашим клиентам должно быть потенциально интересно внедрение нового продукта?

Мы всегда работали с системами, лучшими в своих классах, и знаем, как работает программное обеспечение от мировых вендоров в категории ERP. Кроме того, мы хорошо знаем рынок: работаем на нем давно и хорошо представляем текущие реальные потребности отечественных предприятий в различных отраслях.

К примеру, практически на всех предприятиях полностью автоматизированы только те процессы, которые регламентированы законодательно: бухгалтерский и налоговый учет, расчет заработной платы, кадровый учет. Неплохо обстоят дела в базовом управлении финансами — например, управлении денежными средствами.

Когда же речь заходит, например, об управлении логистическими процессами, HR или управлении производством — здесь уровень автоматизации чаще всего крайне низкий. При том, что именно эти процессы позволяют организации поддерживать операционный бизнес, выводить эффективность на новый уровень и помогать принимать решения управленческому персоналу.

На большинстве предприятий не закрыто огромное количество задач, которые относятся к базовым потребностям. Мы мониторим потребности наших текущих и потенциальных клиентов через различные инструменты. Например, анализируя публичные закупки. Что интересует предприятия в России сейчас? Удивительно, но их интересуют абсолютно базовые вещи.

Павел Горянский
Мы всегда работали с системами, лучшими в своих классах, и мы знаем, как работает программное обеспечение от мировых вендоров в категории ERP. Кроме того, мы хорошо знаем рынок. Мы работаем на нем давно и хорошо представляем текущие реальные потребности отечественных предприятий в различных отраслях.
То есть искусственный интеллект российскому бизнесу неинтересен?

Применение искусственного интеллекта и других новейших технологий требуется только после автоматизации базовых процессов, когда накоплены структурированные данные, необходимые для обучения моделей. Пока к этому мало кто готов, но это не значит, что рынок не достигнет нужной зрелости в будущем. Сейчас же задача не просто большинства компаний, а целых отраслей экономики — выстроить процессы в производстве, логистике, финансах, управлении персоналом. Эффективность предприятий лежит именно в этих базовых процессах.

После того, как основные процессы автоматизированы и эффективная система управления выстроена, ее можно улучшать. Современное компьютерное зрение, искусственный интеллект, интернет вещей — все это технологии улучшения, а не замены базовых процессов. Без нормальных процессов, без систематизации данных в реальном времени возможны только разовые и нетиражируемые улучшения. И это очень дорого, сложно и практически нереально в большинстве таких случаев.

Какой вы видели вашу целевую ERP?

Жизнь настолько быстро меняется, что сейчас уже никто не строит долгосрочных программ автоматизации, с кардинальным изменением системного ландшафта и внедрением с нуля тяжелой ERP. Эти времена прошли. Современная ERP в нашем понимании — это модульная система, где функциональные модули внедряются быстро.

Бюджетирование, казначейство, финансы в нужных стандартах, логистика, склад, производство — каждый модуль работает в связке с другими модулями либо с внешним окружением, быстро интегрируется в существующую инфраструктуру заказчика и способен к улучшению и расширению всеми новейшими технологиями. Мы задумали именно такой продукт, и, думаю, что у нас получилось.

Создание ERP — сложный, дорогой и длительный процесс
Построить ERP с нуля за несколько лет невозможно. На какую технологию вы опирались?

Создание систем такого класса — очень сложный, дорогой и длительный процесс. Это десятки лет. Начинать с нуля было бы безумием. Мы наблюдали развитие глобальных лидеров и четко представляли порядок инвестиций, и в деньгах, и в людях, и во времени. Мы искали технологию, которая ускорит старт и от которой можно будет оттолкнуться. И такую технологию мы нашли — это технология ТУРБО, которая привлекла нас целым набором выдающихся характеристик.

Это полностью российское программное обеспечение с более чем 25-летней историей развития и разработки на нем тиражных бизнес-систем. Примером одного из таких продуктов стала едва ли не первая в России и на постсоветском пространстве бухгалтерская система «Турбо Бухгалтер». Основа технологии — это среда разработки прикладных решений с открытым кодом, которая уже тогда включала уникальные know-how, опередившие свое время, такие как интегрированная среда разработки, инструменты low-code, аналитическая обработка данных in-memory OLAP, структуры учета со сквозной аналитикой и многое другое.

На тот момент системы на технологии ТУРБО уже работали на сотнях российских предприятий разного профиля и масштаба, от индивидуальных предпринимателей до распределенных торгово-производственных холдингов. В 2017 году мы эту технологию нашли. Сохраняя и преумножая все ее преимущества, мы решили перевести технологию в новое качество — обозначив его как платформу. Платформа должна была стать фундаментальной основой для быстрой разработки современных бизнес-приложений.

Павел Горянский
Создание систем такого класса — очень сложный, дорогой и длительный процесс. Это десятки лет. Начинать с нуля было бы безумием. Мы наблюдали развитие глобальных лидеров и четко представляли порядок инвестиций, и в деньгах, и в людях, и во времени.
Каким критериям должна удовлетворять платформа для систем такого класса?

Платформа бизнес-приложений должна быть обучена определенным вещам. Она должна поддерживать типовую архитектуру приложений — типовую модель данных со справочниками, процессами, документами. Она должна знать, что такое валюты, счета, налоги, а также содержать готовые описания структуры и поведения объектов в тех прикладных областях, на которые она нацелена. Платформа должна поддерживать современный интерфейс и работу через разные типы подключений.

Мы взяли технологию и улучшили ее до состояния платформы, наняв дополнительных разработчиков и партнеров, которые помогли историческому ядру команды разработки ТУРБО с решением таких масштабных задач. Например, мы разработали новый современный интерфейс системы. Для этого мы привлекли к сотрудничеству лидеров европейского рынка UX — австрийскую компанию Usecon.

В целом мы добавили свое понимание того, как строятся современные лучшие продукты. Мы научили эту технологию работать в облаках, чего она не умела. Современный дизайн, работа с различными базами данных, на различных операционных системах — все это теперь есть. Мы оттолкнулись от исключительных характеристик и обогатили их тем, что необходимо для современной платформы.

Компании давно перестали строить долгосрочные программы автоматизации с кардинальным изменением системного ландшафта и внедрением с нуля тяжелой ERP
Как вы спланировали и организовали разработку?

На начальном этапе мы сконцентрировались на платформе для обеспечения последующего быстрого создания и исполнения высоконагруженных бизнес-приложений. Среди значимых характеристик, на которых мы фокусировались — высокое быстродействие и гибридное развертывание, операционные системы и базы данных из реестра российского ПО, современный веб-интерфейс, интегрированная среда разработки и средства low-code для пользователей, документация для разработчиков.

Дальше мы приступили к созданию прикладных решений — модулей ERP. Заложенные в платформу преимущества позволяют создавать такие приложения достаточно быстро: базовые сущности предметной области уже описаны, шаблоны типовых процессов и интерфейсов доступны для переиспользования, low-code позволяет отдать задачи тонкой настройки на откуп консультантам. Поэтому мы в состоянии быстро создавать новые и развивать существующие бизнес-приложения.

Мы понимаем все типовые процессы и легко материализуем экспертизу в тиражные решения, но платформа дает нам и другие возможности — например, делать заказные проекты, автоматизировать уникальные процессы предприятий. В любом бизнесе всегда существуют своя специфика. Яркий пример — государственные учреждения, где программное обеспечение для коммерческого рынка не подходит в силу специфики учета, регламентов, интерфейсов.

Крайне важно то, что разработкой бизнес-решений занимаемся не только мы одни. Мы эту платформу отдали нашим партнерам — независимым реселлерам и разработчикам. Ряд партнеров специализируются на поставке готовых тиражных решений, но многие вместе с этим создают свои собственные решения. Наша особая гордость в том, что эти партнерские решения успешно конкурируют с глобальными вендорами даже на международных заказчиках.

Сколько времени занял выход ТУРБО ERP на рынок?

Мы работаем в российском консалтинге уже много лет, у нас есть клиентская база, есть коллектив, есть репутация — именно это наши основные активы. Репутация — это то, что позволяет нам существовать на рынке, то, почему нам доверяют наши клиенты. И мы не торопились с активным выходом на рынок, чтобы избежать потенциальных репутационных издержек, будь то несоответствие наших новых продуктов лучшим аналогам или ожиданиям клиентов.

Мы инвестировали очень много времени в тестирование, мы апробировали свои продукты на пилотных проектах с теми заказчиками, которые нам доверяют. Цикл разработки, о котором я рассказывал, занял у нас 4,5 года. Мы потратили это время для того, чтобы сегодня уверенно говорить о готовности к самым сложным задачам в области автоматизации управленческих процессов.

На сегодня у нас есть ERP-система, о которой мы мечтали. Она построена по модульному принципу и охватывает все те процессы, которые есть на предприятиях. Она может внедряться на любом наборе модулей, у нее есть хорошие средства интеграции, и это абсолютно российская система, включенная в реестр российского ПО.

Павел Горянский
Мы инвестировали очень много времени в тестирование, мы апробировали свои продукты на пилотных проектах с теми заказчиками, которые нам доверяют. Цикл разработки занял у нас 4,5 года. Мы потратили это время для того, чтобы сегодня уверенно говорить о готовности к самым сложным задачам в области автоматизации управленческих процессов.
Вы готовы к импортозамещению любой корпоративной управленческой системы?

Конечно, с точки зрения развитости, зрелости автоматизируемых процессов, мы пока уступаем мировым лидерам. Ну, например, в управлении взаимодействием с экологическими службами или в контроле внутрикорпоративных политик. Это мы еще не сделали, хотя и устойчивое развитие, и комплаенс будут со временем все более востребованными во всех российских отраслях. И это присутствует в дорожной карте развития наших решений.

Однако с точки зрения автоматизации основных процессов, а также быстродействия, безопасности, гибридных инфраструктур и многих других функциональных и технологических факторов, требуемых в 90% случаев — мы абсолютно в себе уверены. У нас есть финансы, производство, логистика, WMS, управление ремонтами, фондами предприятий, сервисное обслуживание. Все это мы и наши партнеры готовы внедрять.
На основе проделанной работы готов ответственно заявить, что мы готовы к проектам импортозамещения. И даже если у нас нет какого-то отдельного решения — например, биллинга для ЖКХ — оно наверняка существует или может быстро появиться у одного из наших партнеров.

Система ТУРБО ERP построена по модульному принципу и охватывает все те процессы, которые есть на предприятиях
Как вы оцениваете продвижение бренда ТУРБО на рынке?

Нас хорошо знают как интегратора — мы давно работаем на рынке. Но нас пока мало знают как вендора, а еще меньше знают про наши продукты. И это объективная сложность, сейчас мы работаем над узнаваемостью бренда ТУРБО. При этом практика показывает, что мы крайне успешно работаем там, где создается реальная конкуренция между системами — лидерами рынка, например, там, где заказчик тщательно изучает весь спектр предложений и готов искать оптимальные решения для сложных и нетривиальных задач.

И, конечно, мы предлагаем наши продукты тем заказчикам, у которых уже есть опыт работы с ТУРБО предыдущих поколений или опыт работы с нами как консультантами в целом. Все, кому мы демонстрируем наши продукты, отзываются о них крайне положительно. Те, кто нас знает или хотя бы дает возможность продемонстрировать, что мы можем, в подавляющем большинстве остаются удовлетворены тем, что мы им предлагаем и реализуем.

Ваши дальнейшие планы и ожидания от продуктового бизнеса?

Мы взялись за сложную, тяжелую задачу, но этот путь мы и не представляли легким. Все факторы, которые существуют на российском рынке EPR — и его перенасыщенность, и недостаточная известность бренда, и сильные позиции конкурентов — все это мы себе представляли. Это рынок. Наш продукт соответствует текущим реалиям и во многом превосходит существующие аналоги. Поэтому рано или поздно мы займем достойное место в ряду поставщиков корпоративных систем управления.

Наша стратегия не сиюминутная. Когда мы начинали этим заниматься, мы понимали, что будет сложно, что потребуется много времени и усилий. Но у нас есть уверенность в собственных силах — команда нацелена на быстрое развитие платформы и бизнес-решений на ее основе. Нашим сотрудникам, партнерам и заказчикам нравятся результаты и динамика развития — на этом и базируется наша уверенность.

Есть ли в стратегии компании работа на внешних рынках?

Мы хорошо чувствуем российский рынок. Зарубежные компании, с их особенностями законодательства, отраслевого регулирования, менталитета и профессионального лоббирования, нашим продуктом пока не охвачены. При этом у нас есть европейский филиал, который оказывает услуги за рубежом, а у наших партнеров есть внедрения в Европе и в Азии. Но это не массовый, не тиражный бизнес. Мы работаем в России и должны сначала добиться значимых результатов в своей стране.

И нам есть, с чем поработать. В течение многих лет рынок отечественных систем управления существенно не меняется, и пока это работает против рынка. Конкуренция, наличие альтернативы важно не только заказчикам. Это критично для всех разработчиков бизнес-систем. Для развития необходимо быть постоянно в тонусе — только так рождаются новые идеи и разработки. Мы хотим, чтобы у корпоративного бизнеса в России была альтернатива в выборе ИТ-решений.