Новые модели
Денис Сотин, член правления, директор по ИТ Росбанка считает, что пришло время создания новой операционной модели, которая предполагает построение бизнеса вокруг потребностей клиента. Во-первых, необходимо быстро собирать обратную связь от клиентов и на этой основе запускать новые продукты. Во-вторых, необходимы значительные изменения модели управления, в том числе создания новых сервисов, организации поддерживающих процессов, таких как бюджетирование, HR, контрактование и т.д. В-третьих, нужна трансформация каналов взаимодействия с клиентами. И в-четвертых, данные должны стать основой расширения пакета предлагаемых сервисов.
К концу 2018 г. в Росбанке стартовало множество инициатив, которые способствуют созданию новой операционной модели. Они были объединены в рамках единой программы. В рамках программы предполагается изменение бизнес-процессов банка, его новое позиционирование с точки зрения технологичности. Одной из важнейших составляющих этой программы стало создание Agile-команд, отвечающих за внедрение новых продуктов и сервисов. Команды должны хорошо понимать, какие задачи они решают и какова роль каждого их члена в этом процессе. Для эффективной работы должна быть четко прописана стратегия развития продукта и его метрики или в приносимой прибыли, или в сокращаемых расходах.
Ключевой элемент трансформации – формирование платформы, то есть набора систем, которые используются в различных цифровых продуктах и услугах для разработки. В банке используются три модели одновременного развития платформы: независимые компоненты, которые разрабатываются отдельными командами, внутренний Open Source, который создается несколькими командами одновременно, и платформенная API. Денис Сотин также подчеркнул важность выработки подходов к внедрению новых технологий в компании – в противном случае, все усилия разработчиков будут напрасными.
Три года назад компания решила перестроить свою экосистему так, что она могла предоставлять цифровые сервисы клиентам и партнерам, начал свое выступление Вадим Урьяс, заместитель генерального директора по ИТ, «Первая грузовая компания». В качестве ядра было выбрано решение SAP TMS/4. В состав проекта были включены 18 процессов компании. Основной производственной системой стала SAP TM, с помощью которой автоматизируются организация перевозочной деятельности, оказание услуг по экспедированию и по аренде, ценообразование, оперативное планирование оказания услуг и ресурсов, расчеты с клиентами и их сопровождение.
Отношения с клиентами – продажа услуг и маркетинг – автоматизируются на базе SAP CRM. В качестве учетной системы выступает SAP S/4 HANA – в ней ведется учет производственно-хозяйственных ресурсов и прочих услуг, расходы на эксплуатацию и содержание подвижного состава, обеспечение внешними ресурсами, управление документами, правовое обеспечение, корпоративные финансы, бухгалтерский и налоговый учет и отчетность по РСБУ и МСФО, управление запасами и конкурсными процедурами. Управленческая и финансовая отчетность осуществляется при помощи SAP BI.