Сейчас мы наблюдаем самую настоящую гонку аналитических «вооружений» бизнеса. Но узкое место в этой гонке осталось неизменным – человек. Именно он - центральное звено принятия решения. Основная движущая сила и мощь новых быстрых аналитических механизмов снова попадает в это «бутылочное горлышко». Сам процесс преобразования бизнеса (или, как принято говорить, принятия управленческих решений) остался неизменным: человек зашёл в систему, посмотрел в новый понятный отчёт, сделал вывод и, как в старом добром анекдоте, «продолжил валить лес топором».
Преобразование информации в управленческое действие, и дальше – совершение этого действия, отслеживание обратной связи – осталось за рамками ИТ-систем. Нового качества управления не случилось, а это значит, что эффект от затрат, потраченных на гонку аналитических вооружений, будет минимальным. Силы были израсходованы почти впустую.
К счастью, в реальной жизни вакуум всегда заполняется. Проблемные места наполняются решениями. С появлением систем поддержки принятия решений, использующих искусственный интеллект, машинное обучение и цифровизацию процессов, принципы построения и использования аналитических инструментов в бизнесе стали меняться.
Как мы уже сказали выше, системы проводят предобработку данных на основе различных бизнес-сценариев и самостоятельно ищут нужные параметры для отслеживания и триггеры до того, как ситуация приобретет негативный характер.
Системы научились "смотреть внутрь себя" и подсказывать управленческие решения до наступления событий. Внутри системы формируется свой собственный уровень уведомлений или событий, которые раньше делал аналитик. И задача аналитика теперь не столько искать данные, сколько помогать всем этим умным помощникам отличать важное от неважного, существенное от несущественного, а также помогать классифицировать.
Простой пример. Раньше аналитик говорил, что «я посмотрел на таблицы и графики, и, по моим прогнозам, у нас через три дня закончится товар». Сейчас то же самое делает система в автоматическом режиме. Аналитик же определяет, насколько триггер корректен и уже переключает внимание на локализацию ситуации.
Процесс локализации также становится автоматическим. После обработки уведомления система сама сформирует список последовательных действий для решения проблемы. Например, сформирует автоматический заказ, который аналитику (или менеджеру) достаточно просто проверить. Если он не сделает это в срок, то система отправит этот заказ тем поставщикам, кто поставлял этот товар компании, найдет новых потенциальных поставщиков товара в интернете и отправит запрос и им. Получит от них предложения, сравнит характеристики и предложит разместить заказ у определенного поставщика. Если менеджер попытается разместить товар у не самого дешевого поставщика, попросит его подтвердить указанное решение и после подтверждения направит инцидент аналитику для корректировки алгоритма и в службу безопасности компании. Дирижер в такой ситуации - именно аналитическая система.
Я называю это качество новых аналитических систем - proактивностью. Этому тренду развития аналитических систем уже несколько лет, хотя некоторые элементы появились достаточно давно. Так, принцип построения ERP-систем подразумевал наличие элементов планирования, что давало пользователям бОльшие возможности, чем просто учет товара и прогнозирование. Но именно развитие подходов и механизмов цифровизации процессов, открытая интеграция, серьезный скачок в качестве технологий искусственного интеллекта и машинного обучения позволяют получить такой кумулятивный эффект.
Важным параметром стала возможность цифровой экосистемы компании потреблять и обрабатывать данные из неограниченного количества источников, включать в себя цифровые двойники процессов. Аналитическая система должна быть готова к заполнению этих цифровых двойников противоречивыми, неполными данными из тех источников, которые ей в данный момент доступны. Она должна быть в состоянии работать даже на неполном объеме данных. Для этого система должна уметь распознавать ситуацию, когда данных в двойнике недостаточно, т.е. фактически проводить самооценку корректности данных и аналитического процесса.
Но самый главный критерий современной аналитической системы - помимо простого предоставления отчетов и аналитики она должна уметь формировать прогнозы, уведомления и предсказания, инициировать или останавливать бизнес-процессы на основе результатов аналитики. Чтобы это стало возможным, основные процессы должны быть переведены в цифру, иметь возможность внешнего управления или получения данных из аналитической системы. Это критически важный элемент построения экосистемы при реализации программ цифровизации.
Аналитики перестали работать только с прошлым и заниматься каждый раз анализом конкретной ситуации. Их задача — уметь составлять такой сценарий работы инструментов, который будет обеспечивать корректную с точки зрения акционеров и руководства компании реализацию бизнес-процесса.