Цифровизация требует от бизнеса немалых затрат. И конечно, он хочет быть уверенным в том, что они не окажутся напрасными. Отдельный блок выступлений на CNews Forum Кейсы был посвящен вопросу позиционирования ИТ в современной организации.
«С точки зрения бизнеса ИТ – это сплошные затраты, – начал свое выступление Сергей Путятинский, заместитель председателя правления Московского кредитного банка. – Никто не воспринимает цифровизацию как бизнес». Для того, чтобы изменить отношение бизнеса к ИТ, надо понять, какая часть ИТ-расходов связана с ростом бизнеса, какая – с его развитием или трансформацией. А затем доказать, что ИТ приносят дополнительный доход или позволяют экономить. Кроме того, ИТ несут с собой нематериальную ценность, которая выражается в снижении рисков.
«Если не изменить позиционирование ИТ в компании, то отношение к ним как к лишним расходам никогда не изменится, а значит они не станут ценнейшим ресурсом», – говорит Сергей Путятинский. Для того чтобы перепозиционирование было успешным, надо наращивать доходно-экономическую часть, фиксировать факт дохода и экономии, постоянно проводить экспертизу регуляторных требований и контролировать, чтобы в затратах не было скрытой «автоматизации без экономии». Кроме того, необходимо стремиться к снижению расходной части, определять ценность всех изменений и вместе с бизнесом придумывать задачи в зоне «Создание ценности».
Банк «Уралсиб» находится на санации 3 года, и на сегодняшний день уже стал прибыльным. Роли ИТ в процессе оздоровления банка посвятил свое выступление Максим Белоусов, заместитель председателя правления банка «Уралсиб». «Важно было стабилизировать ситуацию, а затем перейти к внедрению не хайповых технологий, а тех, которые смогут приносить реальную пользу и прибыль», – вспоминает он.
Перед ИТ-службой были поставлены задачи повышения скорости реализации новых клиентских сервисов, улучшения пользовательских свойств и функциональности систем, сокращения среднего времени реализации ИТ-изменений до менее чем 60 дней. Кроме того, надо было снизить совокупную стоимость владения ИТ без снижения качества и функционала и сделать так, чтобы бизнес видел реальный эффект от инвестиций в ИТ. Между ИТ-подразделением и бизнесом было заключено реальное SLA-соглашение, которым было предусмотрено обеспечение непрерывности бизнес-процессов, повышение отказоустойчивости сервисов и обеспечение уровня непрерывной работы ИТ-сервисов более 99%. Все соглашения с бизнесом были выполнены.
В настоящее время в банке реализуется новая ИТ-стратегия, которая направлена на развитие цифрового банка. В 2019 г. планируется развитие фронт-офисных систем и ДБО, хранилища данных и интеграционных шин, аналитических инструментов и BI, модернизация ИТ-инфраструктуры, а также совершенствование процессного управления, в частности, процессов сопровождения систем, улучшение взаимодействия с бизнес-заказчиками и развитие процессов внедрения инноваций (Fasttrack, iLAB).
X5 Retail Group при развитии ИТ для нужд внешних пользователей ориентируется преимущественно на микросервисы, рассказал Денис Харитонов, директор по информационным технологиям торговой сети «Перекресток». Компания перешла к IaaS-модели предоставления ИТ-услуг, в рамках которой проектные команды имеют возможность резервировать мощности, например, для разработки новых сервисов. Созданы кросс-функциональные команды, используются DevOps-практики, активно развиваются цифровые компетенции сотрудников.
Приоритетным направлением развития сети «Перекресток» Денис Харитонов считает роботизацию. Недавно в компании провели масштабное обследование, в ходе которого были выявлены повторяющиеся процессы. Затем они были сгруппированы, и теперь ИТ-служба работает над их роботизацией. Среди других интересных проектов – создание VR-курсов для обучения продавцов. По словам спикера, эффективность такого обучения оказалась на 19% выше обычной. Кроме того, в «Перекрестке» внедряются системы видеоконтроля товаров на полках, а также «умные» электрические щиты, благодаря которым компания снизила потребление электроэнергии примерно на 10%.