Еще одним важным в этом плане трендом Андрей Зарипов считает развитие и интеграцию систем управления производственными процессами (MES) с ERP-системами, например, в части взаимодействия с системами сбора информации с датчиков и контроллеров оборудования.
По мнению Артура Хамидуллина, важными драйверами роста отечественного рынка ERP могут стать:
- cтремление компаний более эффективно использовать данные и знания на их основе, чтобы лучше оценить свои сильные и слабые стороны и найти новые возможности для развития и повышения своей конкурентоспособности;
- повышение эффективности бизнес-процессов на новом технологическом уровне;
- решение задач трансформации операционных моделей управления за счет применения цифровых технологий;
- переход на облачную модель;
- реализация программ «Цифровая экономика» и «Индустрия 4.0», активно продвигаемых государством;
- кадровый голод: нехватка персонала требует повышения уровня автоматизации и замены человека компьютером там, где требуется выполнение стандартизованных и рутинных операций.
Перспективы импортозамещения Оказывает ли политика импортозамещения существенное влияние на российский рынок ERP? Всегда ли отечественные программные продукты способны в полной мере замещать ПО мировых лидеров?
По наблюдениям Андрея Зарипова, компании, которые уже внедрили ERP-систему и потратили на это большие финансовые ресурсы, как правило, очень неохотно идут на ее замену. В то же время в филиалах или дочерних компаниях, где нет полноценной ERP-системы, либо не было полного функционального покрытия бизнес-процессов, предприятия с охотой рассматривают новые ERP-решения, и, как правило, эти решения являются российскими. Российские продукты могут покрыть большинство задач и бизнес-процессов современных российских предприятий. Но, например, для EAM (управление основными активами предприятия, техническим обслуживанием и ремонтами оборудования) и управления сложными цепочками поставок полноценную отечественную замену или аналог найти будет очень сложно.
«Импортозамещение с целью замены всех действующих инструментов и программных продуктов малоэффективно, — убежден Юрий Бондарь. — Чтобы разработать ПО, которое по своему функционалу будет схожим с тем, что есть сегодня на рынке ERP и поставляется мировыми вендорами, потребуются годы работы и миллиарды рублей российских налогоплательщиков. В этом вопросе главное фокусироваться не на инструментах, а на понимании, для чего они нужны. Сегодня есть ценность в данных, в умении их собирать и грамотно использовать с выгодой для компании. Мировые лидеры здесь могут помочь российским предприятиям и госорганам сосредоточиться на таких стратегических задачах, как сбор данных, разработка подходов к их анализу, извлечение ценности из собранной информации и применение ее в бизнесе».
«Скорость разработки и вывода новых продуктов и услуг у зарубежных вендоров в разы выше, — поддерживает его Артур Хамидуллин. — Объем применения новых патентованных технологий и лучших практик в десятки раз больше. Фактически в полной мере заместить функциональные и технологические возможности ПО мировых лидеров отечественные решения не могут. Например, такие цифровые технологии, как роботизация процессов, ИИ и машинное обучение, расширенная аналитика больших данных, цифровые ассистенты, блокчейн, Интернет вещей, мобильные средства взаимодействия, уже сегодня являются встроенными возможностями ERP-решений мировых лидеров».
По мнению Андрея Жилина, политика импортозамещения, безусловно, оказывает огромное влияние на российский рынок ERP, да и не только на него. В то же время далеко не весь функционал, который присутствует в западных системах, есть в российских аналогах. Системы крупных отечественных разработчиков обеспечивают от 70 до 90% функционала продуктов ведущих западных вендоров, но недостающие функции всегда можно разработать дополнительно. Некрупному предприятию со стандартными требованиями к системе будет вполне достаточно готового и доступного по цене решения от российского производителя, поскольку мощная система западного вендора будет и избыточна по функционалу, и слишком дорога в обслуживании. Хорошие перспективы импортозамещения в сегменте ERP Вячеслав Ромашко видит в том, что именно здесь есть российские продукты, способные стать реальной альтернативой зарубежному ПО. К сожалению, в сегментах системного ПО и инфраструктурных решений полностью российских альтернатив зарубежным разработкам пока практически нет.
Евгений Завьялов убежден, что при должной доработке российские продукты способны в полной мере заместить ПО зарубежных производителей. Отечественные решения достаточно гибкие и позволяют подстроить функциональность системы под потребности конкретного заказчика. Трудности могут возникнуть только при решении задач гибкого анализа данных. В России полноценные систамы такого рода, способные заменить зарубежные аналоги, только зарождаются.
«Мы изучили 263 случая, когда корпоративные клиенты выбирали ERP-решения „1С“ вместо конкурирующих зарубежных систем, — рассказывает Алексей Нестеров. — Только один из клиентов назвал в качестве причины такого выбора импортозамещение. Основными причинами стали невысокая стоимость владения (лицензий, внедрения, сопровождения — 124 ответа), соответствие функционала отраслевой специфике, потребностям клиента (89), доступность сопровождения, большое количество специалистов по „1С“, широкий выбор партнеров-интеграторов (71), легкость внедрения и эксплуатации, гибкость, требуется мало доработок (40)».
Тем не менее, по его словам, курс государства на импортозамещение важен потому, что меняет отношение к отечественным системам в госкорпорациях. «Многие государственные компании сейчас оказываются в ситуации, когда выбор стоит так: или развивать автоматизацию на базе отечественных продуктов, или не развивать ее вообще. Не стоит также забывать и о санкционных рисках, а они влияют уже на выбор не только государственных, но и крупных частных компаний», — отметил Алексей Нестеров.
ERP и цифровая трансформация Есть ли специфические требования к ERP-системе у предприятий, вставших на путь цифровой трансформации своего бизнеса? Как меняется роль внедренцев, работающих с такими заказчиками?
По мнению Алексея Нестерова, предприятия, выбравшие путь цифровой трансформации должны иметь возможность экспериментировать с различными технологиями и после апробации быстро внедрять их в корпоративную информационную систему. Это предъявляет определенные требования и к ERP-решению: открытость для интеграции с другими системами, гибкость в настройке бизнес-процессов, достаточная функциональность для поддержки сквозных процессов управления бизнесом.
Андрей Зарипов отмечает важность наличия в ERP-системе встроенных или «дружественных» механизмов интеграции, в том числе по достаточно сложным сценариям, с системами реального времени и с механизмами предиктивной аналитики.
Вячеслав Ромашко напоминает, что при любой трансформации бизнеса, не только цифровой, роль внедренца не ограничивается настройкой программного продукта. От него ожидают рекомендаций по улучшению бизнес-процессов, лучших практик, свежего взгляда на бизнес. Внедренец становится консультантом и советником.
«Есть данные, которые компания создает в результате своей деятельности, — рассуждает Юрий Бондарь. — Традиционно они хранятся внутри ERP. Но развитие интернета, IoT, мобильной связи, социальных сетей привело к появлению большого объема внешних данных. Соответственно возникли технологии для работы с ними. При цифровой трансформации компания начинает использовать все данные — и внешние, и внутренние. Они применяются в качестве входных параметров, перерабатываются, а полученный результат снова используется в качестве входной информации для принятия решений. Теперь ERP-системы должны уметь общаться с пользователями через чаты голосом и сообщениями, быть доступными с мобильных устройств, оперативно подключаться к внешним источникам информации и даже давать рекомендации пользователям. Внедрение таких систем требует от консультантов не только знания базовых бизнес-процессов, например, финансов, логистики, управления персоналом, но и умения разбираться в новых технологиях и понимания, как и какие внешние данные влияют на процессы внутри компании».
Андрей Жилин отмечает, что сегодня заказчики стали очень хорошо разбираться в технологиях и в том, как они могут быть применены для решения их конкретных задач. У многих есть собственные, очень сильные ИТ-департаменты, сопоставимые по экспертизе со специализированной ИТ-компанией. Поэтому сейчас консультанты по внедрению должны обязательно разбираться в предметной области заказчика и предлагать не просто набор определённых функций или инструментов, а готовое решение. А самое главное, они должны быть способны смотреть вперёд, чтобы планируемая к внедрению система отвечала потребностям, которые могут возникнуть у предприятия в будущем.