1. Конечно, да. Я не думаю, что когда-то было время с такими же возможностями для позиционирования ИТ как катализатора компании для стратегических инноваций. Сегодня CIO должны стать цифровыми навигаторами, которые создают синергию между бизнесом и технологиями. По сути они переводят бизнес-задачи в ИТ-задачи с тем, чтобы подобрать оптимальный инструментарий и разработать стратегии для их выполнения, затем предлагают сценарии трансформации, открывают возможности технологий для бизнес-лидеров.
Тех, кто способен достигать этого, мы называем «Connected CIO». Именно они используют правильный подход и объединяют всю организацию, а не только отдельно взятый ИТ. Внедрение технологий, которые могут отслеживать, измерять и отвечать на ключевые изменения в пользовательском поведении, включая аналитику данных, облачные вычисления и интернет вещей, – критически важно для успеха.
2. Внутри «Connected CIO» прокладывают путь, выращивая новое поколение тестовых архитектур, инструментов и техник для ускорения получения ценности в определенный период времени с помощью данных. Внешне же они будут являться инструментом, объединяющим заказчиков.
При этом прошедший год подтвердил, что организации должны становиться цифровыми, использовать данные в бизнесе и мультиоблачные инфраструктуры во всех отраслях.
Стоит также сказать о личностях «Connected CIO», которые являются лидерами и теми людьми, которые могут преодолевать вызовы, – они являются экспертами в решении бизнес-задач с помощью технологий, применении инноваций для преодоления бесконечных больших вызовов.
Положение CIO может измениться в сторону появления значительного количества необходимых знаний и профессиональных компетенций, необходимых для успешного развития технологий внутри компании и эффективного управления цифровой трансформацией и инновациями. ИТ-директорам необходимо всегда быть в курсе всего.
Для начала необходимо обсуждать с техническими или инженерными группами, какие новейшие технологии они считают прорывными или полезными. Помимо этого, ИТ-директору необходимо проводить исследования, какие новые технологии могут решить существующие бизнес-задачи, поскольку эти задачи могут быть движущими силами быстрого внедрения технологий.
ИТ-директорам действительно необходимо быть гибкими, обладать способностью понимать и применять технологии следующего поколения. Они должны обладать качествами цифровых лидеров и развивать прочные отношения с партнерами и руководителями высшего звена, чтобы не отставать от требований. Выделяются ИТ-директора, умеющие определять цифровые возможности, соответствующие бизнес-приоритетам, и мобилизовать организацию на эти изменения.
Создание культуры, поощряющей инновации, и сотрудничество с командами по поиску талантов для привлечения новой волны рабочей силы поможет их организациям лучше справиться с цифровыми революциями. Для ИТ-директоров критически важно быть на шаг впереди трансформации и иметь возможность разрабатывать новые бизнес-модели, в которых первоочередное внимание уделяется инновациям.
3. На этот вопрос я отвечу так. К сожалению, скорость перемен так высока, что никакие обучающие программы за ними не поспевают. Безусловно, базовое образование и навыки можно получить во многих вузах. Можно научиться моделированию и оптимизации бизнес-процессов, бизнес-информатике и управлению ИТ-инфраструктурой предприятия, но опыт и реальные решения приходят на практике с учетом реально стоящих задач. Поэтому процесс, на мой взгляд, двусторонний.
С одной стороны, даже CIO со стажем никогда не помешает дополнительное образование, стажировка, повышение квалификации в рамках корпоративных программ, тренингов и семинаров или внешних институтов, а недавним выпускникам, с другой стороны, конечно, пойдет на пользу работа с опытными наставниками и командой для практической огранки полученных теоретических знаний. При этом, если мы говорим о концепции «Connected CIO», они должны уметь также переводить с языка технологий на язык бизнеса и производственных процессов, понятный CEO.
Еще одной немаловажной функцией становится взаимодействие офлайн с коллегами, заинтересованными сторонами или поставщиками в отрасли или онлайн через новости отрасли. Крайне важно быть в курсе последних тенденций и иметь практическое представление о некоторых новейших технологиях.
4. Чтобы стать цифровым лидером недостаточно просто внедрить самые последние технологии. Требуются перемены в менталитете, культуре и навыках сотрудников. CIO должны фокусироваться на результатах организации, а не ИТ-проектах. Их ИТ-команда – необходимая часть для достижения результатов организацией. Безусловно, целостная команда и общее понимание задач и способов их достижения – залог выполнения поставленных задач и правильного распределения нагрузки.
5. По предсказаниям Gartner, в этом году 100 % ролей в ИТ будут требовать понимания реалий бизнеса, чтобы эффективно реализовать цифровую бизнес-стратегию. CIO сегодня должны приносить бизнес-результаты, создавать платформы для извлечения ценности из имеющихся данных, обеспечивать безопасность и целостное управление рисками.
«Connected CIO» проводят бизнес-трансформацию как единое целое, а не отдельными проектами. И это важно понимать в реалиях сегодняшнего дня. Те руководители, которые не осознают этого, рискуют попасть в число отстающих, либо вовсе остаться на обочине цифровой трансформации.
Мы проводим исследование на эту тему, которое называется Digital Transformation Index и в рамках которого как раз узнаем у респондентов – представителей бизнеса по всему миру, включая Россию, какие сложности и барьеры на пути к цифровой трансформации им приходится преодолевать сегодня, как они оценивают уровень цифровизации своего бизнеса и какие вызовы преодолевают.