Во-первых, это касается не только руководителей финансовых служб. Круг нужно значительно расширить. EPM-система нужна и генеральному директору, у которого на экране должен быть дашборд с оперативной информацией по наиболее важным показателям достижения плана и прочим ключевым параметрам. Также система необходима руководителю экономической службы для отслеживания экономических параметров работы компании, потому что экономика не менее важна, чем финансы. Решение нужно и проектному офису для планирования и управления инвестиционными и любыми другими проектами, для моделирования стратегических показателей. Ну и, естественно, финансовому директору для управления финансовыми процессами. Я перечислил тех, кому система необходима в современных реалиях.
Хочу выделить важный момент: система должна быть в первую очередь гибкой. Если у вас, условно, бюджетирование, встроенное какими-нибудь модулями в учетную систему, то гибкости там будет мало. Более того, учетная система зачастую не подразумевает в своем функционале составление различных сценариев, она ведет транзакционный учет. Поэтому нужен продукт, который может не просто быть гибким и вариативным, а еще и сохранить все созданные модели внутри себя и обращаться к ним по мере необходимости. Это важный момент для решения задачи моделирования, которую я обозначил выше. Система должна уметь давать оцифрованные рекомендации по выбору того или иного варианта модели, сравнивать их между собой и так далее.
То есть важен функционал, который позволит принять правильное решение о необходимости, допустим, инвестиционного проекта, нужно ли двигаться в определенном разрезе финансово-экономических показателей, либо сменить курс.
Во-вторых, необходимо выбрать наиболее актуальную область для начала автоматизации и не пытаться сразу охватить все, иначе можно надолго погрязнуть в этой автоматизации и утонуть еще на этапе подготовки.
В частности, наша система позволяет пошагово автоматизировать бизнес-процессы либо отдельные направления деятельности, далее постепенно наполняя их более развернутым функционалом. Речь идет либо о фрагментарном бюджетировании, либо вообще о любых обособленных финансово-экономических моделях. Кто-то автоматизирует отчетность по МСФО, кто-то только экономическую составляющую в виде набора операционных специальных вспомогательных бюджетов, себестоимости и финального бюджета доходов и расходов (БДР), и так далее.
В-третьих, при выборе новой системы руководителю нужно самому быть готовым к изменениям и обязательно подготовить коллектив. К сожалению, немногие компании, начав сложный процесс автоматизации, оказываются готовы к нему: они по-прежнему и работают, и мыслят в рамках старых условий. К ним можно отнести и элементарные экранные формы, и алгоритмы, которые с внедрением новой системы уже не будут прежними, а также устаревшие регламенты. Нужно помнить, что процесс изменений будет какое-то время связан с повышенной нагрузкой на сотрудников.